Вы когда-нибудь слышали, как играет группа тромбонов? Демонстрируя свою мощь, эти инструменты производят огромное впечатление. Какой бы оркестр не играл: симфонический, эстрадный, духовой, биг-бэнд – блестящий и торжественный звук тромбона прослушивается всегда.
Название тромбон пришло к нам из Италии, там слово «trombone» означает «большая труба». Инструмент действительно схож с трубой, но в отличие от неё имеет выдвижное колено - кулису.
Не подлежит сомнению наличие данного инструмента в музыкальных произведениях драматического характера. Гектор Берлиоз во второй части своей «Траурно-триумфальной» симфонии скорбную поминальную речь доверил именно тромбону. Сегодня в симфоническом оркестре используется три тромбона: 1 басовый и 2 обычных, теноровых.
Историю тромбона и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук
Величайший композитор Л.В. Бетховен говорил, что голос тромбона – это голос Бога.
Звуковой колорит тромбона очень богат, он может быть мужественным, ярким и грозным, но может быть спокойным и лиричным, так, первоначально инструмент использовался в церковных произведениях.
Диапазон тромбона от соль контроктавы, до фа второй октавы. Тембр – яркий и светлый в верхнем регистре; благородный и твердый - в среднем; таинственный, мрачный и даже зловещий - в нижнем. Звук тромбона очень разноликий, он может создавать праздничный и драматический эффект.
Тромбон имеет одно преимущество перед остальными инструментами группы медных духовых, он единственный может скользить из одного звука в другой, все это становится возможным из-за движения кулисы. Знаменитое красивое тромбоновое глиссандо исполнятся по такому принципу и является природным штрихом для кулисного инструмента. Ранее в классической музыке использование глиссандо не дозволялось и считалось знаком плохого вкуса. Первые композиторы, которые побороли это утверждение, были А. Глазунов и А. Шенберг, независимо и примерно в одно и то же время.
Для расширения выразительных средств тромбонисты нередко применяют сурдину, грушевидную насадку, назначение которой – изменение силы звука и достижение некоторых звуковых эффектов.
Фото:
Интересные факты
На раскопках Помпеи, на которых присутствовал король Англии, были найдены древние тромбоны. Неаполитанский король преподнес их в подарок английскому монарху, так как эта находка очень заинтересовала английского короля.
Одним из первых ансамблей с участием тромбона был судебный ансамбль города Неаполя, которому также разрешалось играть на свадьбах, в церкви и на полях сражений.
Знаменитыми мастерами XV-XVI веков по изготовлению тромбонов была династия Нойшель. Им заказывали тромбоны королевские фамилии со всей Европы. Зачинателем родового бизнеса стал Ганс Нойшель, который сам отлично играл на этом инструменте.
Сопрановый тромбон последний раз использовался в XVIII веке в мессе C-dur В.А. Моцарта.
«Для частого использования тромбон слишком священный» - эта цитата принадлежит великому композитору Ф. Мендельсону.
Первое концертное выступление тромбона, как солирующего инструмента, состоялось в 1468 году на свадьбе герцога Бургундского.
Почти во всех операх Вагнера в кульминационных моментах можно услышать группу тромбонов.
Партию первого тромбона в знаменитой опере Глинки «Жизнь за царя» единодушно признают самой сложной для исполнения оркестровой партией на этом инструменте.
Проверкой профессионализма для любого тромбониста считается исполнение соло на тромбоне в «Болеро» М. Равеля. Сложность задачи заключается в том, что до этой партии инструмент не играет, то есть остаётся «холодным», а исполнять соло приходится в высоком регистре.
В начале XX века тромбон стали широко применять в джазовых композициях.
В настоящее время во Франции будущие композиторы, выпускники консерватории, обязаны на экзамене представить некоторое количество сочинений, при этом одно из них обязательно должно быть для духового инструмента, в том числе тромбона.
Французские и немецкие школы тромбона больше всех в Европе вырастили талантливых тромбонистов.
Один из старейших тромбонов, сохранившихся до наших дней, был сделан в 1551 году в Нюрнберге, мастером Э. Шнитцером.
До начала применения инструмента в джазе, лучшими считались тромбонисты из Германии и Франции, но затем лидирующие позиции заняли музыканты из США.
Двести лет назад на тромбон пытались приспособить вентильную систему, такую как у валторны или трубы. В техническом плане такие инструменты стали значительно подвижней, но их звучание серьёзно проигрывало, поэтому от этой идеи пришлось отказаться.
Крупнейший ансамбль, состоящий только из тромбонов, включал в себя 360 исполнителей, которые выступили в 2012 году в Вашингтоне на национальном бейсбольном поле.
Конструкция тромбона
Тромбон представляет собой изогнутую два раза цилиндрическую трубку, которая в середине раздвигается кулисой, а в конце резко превращается в конус. Длина трубки составляет 3 метра, диаметр - 1,5 см. Мундштук у тромбона большой, в форме закругленной чашечки.
Средний вес тромбона - 2 кг, с футляром - 4 кг.
Отличие инструмента от остальных членов медно – духовой группы – это наличие особой детали, выдвижной кулисы. Благодаря её перемещению можно воспроизводить звуки хроматического звукоряда. Эту функцию на трубах, тубах, валторнах выполняют вентили.
Иногда на тромбоны устанавливают квинтвентель или квартвентель, чтобы понизить звуки в пределах квинты или кварты. Среди всех инструментов группы «медные духовые» тромбон может претендовать на звание «самого постоянного», поскольку за свою многовековую историю этот инструмент мало в чём менялся. Различают следующие его части:
Крону общего строя.
Раструб.
Кулису.
Мундштук.
Клапан для жидкостного слива.
Первую и вторую стойки.
Уплотнительное кольцо.
На инструменте имеется 7 позиций с разницей от предыдущей в полтона. Позиционирование соотносятся с положением кулисы. Если на 1-ой позиции она совсем не выдвинута, то на последней 7-ой её выдвижение максимально.
Разновидности тромбона
Тромбон относится к группе аэрофонов (духовых инструментов), для которых характерно содержание воздуха внутри, а звуки образуются в результате его колебаний.
Сегодня тромбоны выпускают разных размеров и регистров, классификация тромбонов выглядит так:
Обычный тромбон (теноровый).
Альтовый.
Басовый.
Сопрановый.
Контрабасовый (разница с теноровым одна октава).
Два последних вида сегодня почти не применяются на практике. Самым популярным из них является теноровый, его называют в обиходе просто словом «тромбон».
Применение и репертуар
Развитие исполнительской школы послужило большой популяризации тромбона. Сфера применения его очень обширна: симфонический, эстрадный, духовой, биг-бенд оркестры, джаз, фанк, ска-панк, свинг, сальса, меринге и другие музыкальные жанры. По звучанию, в симфоническом оркестре тромбон играет значимую, а иногда и первостепенную роль. Ему хорошо удается передать героический или трагический характер, инструмент может звучать как оратор с речью, наполненной воодушевлением. Композиторы поначалу использовали его мрачные тембральные краски, например, В. А. Моцарт в опере «Дон Жуан» и «Реквиеме» поручил инструменту изображать глубины ада. Пример известного использования тромбона в симфонической музыке мы находим у Л.В. Бетховена, в 4-ой заключительной части симфонии № 5.
Стоит заметить, что способность тромбона точно передавать душевное настроение композиторы поняли и начали использовать только в эпоху романтизма. Г.Берлиоз, Г. Малер, Р. Вагнер, И. Брамс, восхищаясь благородным и величественным звучанием, доверяли тромбонам в своих симфониях не только патетические, но и выразительные лирические моменты.
Занимая важное место в оркестровой и ансамблевой практике, тромбон с большим успехом выступает как солирующий концертный инструмент. Композиторы : И.С. Бах, Г. Персел, Л.В. Бетховен, В.А. Моцарт, Р. Глиэр, А. Вивальди, К.М. Вебер, И. Гайдн, Э. Григ, Ф. Шуберт, Д. Дварионис, Ф. Куперен, Ж. Б. Люлли, Б.Марчелло, М. Глинка, П.И. Чайковский, С.Рахманинов, Н.А. Римский – Корсаков, Д. Кабалевский, В. Блажевич, Н. Рота и многие другие создали для него шедевры классического концертного репертуара.
Выдающиеся тромбонисты
Заняв прочное место, как активно выступающий оркестровый и ансамблевый музыкальный инструмент, тромбон энергично выходит на концертную сцену как солирующий инструмент.
Среди выдающихся тромбонистов-виртуозов следует несомненно отметить Ф. Бельке, В. Блажевича, К. Мейера, К. Квейссера, А.Г. Дьеппо, Дж.Стампа, А. Фолкнера, З. Пулеца, К. Бакарджиева, К. Линдберга, А. Скобелева, В. Назарова, В. Сумеркина, А. Лихоносова, А. Шипилова.
Знаменитые джазовые тромбонисты: Дж. Джонсон, Т. Дорси, Б. Брукмейер, Ф. Лэйси, К. Ори, Глен Миллер (создатель знаменитого джазового оркестра), Д. Морсалис, К. Хервиг , С. Туре, Т. Дорси, Л. Армстронг, К. Уиндинг, Б. Харри, В. Баташев, А. Козлов, Н.С. Коршунов, Е.А. Рейхе, В.А. Щербинин.
История тромбона
Сегодня уже нельзя назвать точную дату появления на свет первого тромбона. Историки нашли самое раннее упоминание о нём в произведениях римских писателей Вергилия и Исидора (первые года новой эры или по римскому календарю 570-730 года). При извержении Везувия в 79 г. н.э. в списках реестров присутствовал этот инструмент.
На раскопках Помпеи археологи обнаружили два отлично сохранившихся инструмента, мало чем отличающихся от современных тромбонов. Они были сделаны из меди и украшены золотыми мундштуками. Некоторые исследователи, например, Г. Риман, полагают, что этот инструмент существовал ещё в IV веке до нашей эры.
Основной же версией, по мнению большинства учёных, является утверждение, что дата появления тромбона в том виде, в каком мы его знаем XV век н.э. Именно с этого времени принято вести отсчёт истории тромбона, поскольку он начал широко использоваться в Европе, для него стали сочинять отдельные произведения и сольные партии.
Считается, что предшественницей тромбона была кулисная труба, имеющая выдвижную трубку, при помощи которой музыкант мог не только исполнять хроматический звукоряд, но и создавать вибрирующий звук. Это увеличивало сходство с человеческим голосом, так как такие трубы использовались для усиления звучания церковного хора.
Первейшие тромбоны, по сравнению с современными инструментами, отличались меньшими размерами и назывались сакбутами. Они имели несколько видов: сопрано, альт, тенор и бас в соответствии с высотой певческого голоса, который усиливали. В 17-м веке сакбуты претерпели некоторые конструктивные изменения, в результате которых получили вид современных инструментов. Название тоже изменилось, сакбуты стали называться тромбонами.
В 19-м веке музыкальный мастер из Германии К. Затлер изобрел квартвентиль, при помощи которого стало возможным понижение звуков тромбона на кварту, и тем самым озвучивание «мертвой зоны», так как из-за специфической конструкции на инструменте невозможно было извлекать некоторые звуки. Примерно в это же время тромбон вошел в составы симфонических и духовых оркестров.
С начала 20-го века тромбон начал динамично развиваться не только как оркестровый, но и как солирующий инструмент. Модернизировался процесс его изготовления, появились крупные фабрики по производству тромбонов: в США - Conn, Holton, King; в Европе – Zimmerman, Heckel, Courtois, Besson. Большую распространенность обрели школы игры, значительно пополнилась концертная литература. Тромбон стал неотъемлемой частью разных музыкальных жанров, например джаза, а в 80-х годах прошлого столетия возрос интерес к сакбутам - тромбонам первого поколения, которые издавна не использовались музыкантами.
За 500 лет существования тромбон обрел огромную популярность и сыскал широкое применение. Этот чудесный инструмент, обладающий богатым тембром и особой виртуозностью, может мгновенно привлечь внимание слушателей и поднять им настроение. Он прекрасно сочетается с другими музыкальными инструментами и гармонично дополняет их, порождая изумительную по красоте музыкальную палитру.