Яндекс.Метрика


ам

Интерактивные онлайн тесты
в музыкальном образовании

Обучающий онлайн проект
преподавателя музыкально-теоретических дисциплин
Димитровградского музыкального колледжа Котляренко В.А.


ya


 

О музыкальном диктанте

       Чтобы знать о проблемах, возникающих при написании музыкального диктанта, достаточно в строке браузера набрать – Проблемы музыкального диктанта в музыкальной школе для детей. Здесь мы попадаем на огромное количество методических советов в помощь развития навыка написания музыкального диктанта.

       В своём большинстве все методические рекомендации посвящены процессуальным вопросам записи музыкального диктанта, алгоритму действий. И мало кто обращается к развитию у учащихся отдельных навыков, необходимых при записи музыкального диктанта.

       Например, такие, как: – навык нотной ориентации на нотном стане (чтение нот, нотные диктанты); – навык – письменной фиксации различных видов мелодического движения; метро-ритмический навык, навык сольмизации нотного текста; – навык слуховой ориентации в различных видах мелодической направленности, навык ладо-ступеневой ориентации и, наконец, навыка виртуального единства слышимого с нотной записью.

       Как научить ученика музыкальной школы в своём представлении превращать слышимые музыкальные звуки в соответствующую им нотную запись?

       В педагогической практике музыкальных школ на уроках сольфеджио проблема виртуального единства услышанной мелодии с её нотным представлением, как правило, решается в недостаточной мере в силу некоторых причин. Вот одни из них – слабые природные музыкальные данные у многих учеников музыкальной школы, недостаточная методическая осведомлённость преподавателей сольфеджио в области данной проблемы и как следствие, скептическое отношение некоторых преподавателей сольфеджио к данному виду работы, приводящее к низкому качеству усвоения данного навыка.

       При этом лишь немногим ученикам удаётся связать слышимое с нотной записью. Остальные же, с первых неудач записи музыкального диктанта неохотно приступают к этому виду работы на уроках сольфеджио.
       Наши интерактивные уроки (тесты) представляют возможность исправить данную ситуацию.

       В своём обучении мы пошли от обратного. Наш метод использует уже готовую нотную запись с её аудио сопровождением, а тестовая форма выбора правильного ответа (нотной записи диктанта или аудио звучания данного нотного варианта) служит запоминанию и нотного текста музыкального диктанта и его звучания.

В основе всех тестовых заданий лежит принцип одновременного визуального восприятия звука и нотного текста представляемых диктантов. Многократное восприятие музыкальных диктантов (зрительное и слуховое) с небольшой разницей в звучании и написании позволяет учащемуся ненавязчиво создавать представление, объединяющее музыкальный звук с нотным текстом.

                     Научить “видеть” услышанное – вот цель нашего проекта.

       В проекте выставлены как одноголосные диктанты, так и двухголосные. Их количество в перспективе будет увеличиваться и затронут основные средства музыкальной выразительности.

       Чередование уроков для ДШИ составлено согласно программы учебной дисциплины Сольфеджио. Так начальные онлайн-уроки нашего курса посвящены лишь поступенному движению мелодии в восходящем и нисходящем направлениях в тональности до мажор в пределах терции с дальнейшим переходом на другие разновидности мелодического движения.

       В каждом уроке по три задания. В первом, учащемуся предлагается пройти по четыре тестовых заданий, где необходимо установить связь между прозвучавшим музыкальным диктантом и и его нотной записью в четырёх предложенных вариантах.

        Во втором задании наоборот, учащемуся также предлагается пройти по четыре тестовых заданий, где необходимо установить связь уже между предложенной нотной записью музыкального диктанта и его четырьмя вариантами аудио звучания.

       После прохождения первых двух заданий, в конце каждого даётся ссылка на оценку пройденного теста. А при неудачной оценки результата, предлагается возможность пройти тест ещё раз.

       Если при выполнении двух первых заданий у учащихся особый интерес вызывает как сам процесс прохождения тестов со стремлением определить правильный ответ, то в последнем третьем ребята приступают к выполнению итоговых практических заданий, где результат пройденных двух формирует конечную оценку пройденного урока.

       В содержание третьего задания входит – запись учащимся четырёх уже знакомых музыкальных диктантов из предыдущих заданий. Мотивация в выполнении третьего задания у учащегося заключается в доступности его выполнения, в стремлении проявить себя, свою музыкальную и зрительную память при написании ранее слышимого и видимого музыкального диктанта. И, что очень важно, это ему удаётся благодаря слуховой и зрительной информации, полученной в первых двух заданиях.

       В конечном итоге, большинство учащихся достигают положительного результата, что стимулирует их к дальнейшему выполнению тестовых заданий проекта. После написания диктанта можно сравнить свою запись с оригиналом через подсказку.

       Успешное выполнение учащимися третьего задания повышает их интерес к данным урокам, придаёт уверенности в собственные возможности, что в конечном итоге скажется при написании музыкального диктанта на уроках сольфеджио в музыкальной школе.

       Кроме того все диктанты сдублированы в ином тембровом звучания, что в определённой мере расширяет слуховые навыки учащихся. Образец диктанта.

       Предложенные нами интерактивные уроки не заменяют процесса классического контрольного варианта записи музыкального диктанта. Наш метод лишь предлагает иначе взглянуть на предварительные формы работ с музыкальным диктантом, на их воплощение в педагогической практике. Мы уверены, что в сочетании с традиционной записью диктанта данный метод позволит всем учащимся повысить интерес к данной, очень важной работе на уроках сольфеджио.