ам

Интерактивные онлайн тесты
в музыкальном образовании

Обучающий онлайн проект
преподавателя музыкально-теоретических дисциплин
Димитровградского музыкального колледжа Котляренко В.А.


ya


 

Опыт создания и использования
интерактивных мультимедийных пособий в музыкальном образовании

Сегодня ведутся споры об актуальности использования компьютера в обучении музыке. С одной стороны, исходя из специфики музыкального образования, связанной с практической формой работы при обучении игры на музыкальном инструменте, применение компьютерных технологий в этой сфере имеет свои пределы. С другой стороны, как нам представляется, внедрение компьютерных технологий в процесс изучения музыкально – теоретических дисциплин является полезным и перспективным.

Сочетание аудио, видео приложений с графическими и текстовыми (в том числе нотными) редакторами  представляет  собой   комплект   компьютерных  программ,  способных создавать мультимедийную учебную продукцию в сфере музыкального образования всех уровней (начального, среднего, высшего). И, наконец, современные компьютерные технологии, благодаря сети Интернет, позволяют размещать любую учебную информацию на web сайтах, делая её доступной для обучения.

Учебная информация в музыкальном образовании отличается от информации учебных заведений иного профиля. При использовании информационно-компьютерных технологий кроме текстовой, графической, видео, анимационной и др. в музыкальном    образовании ведущее место занимает звуковая, звуко-высотная и, что очень важно, нотная информация.   Специфика музыкального образования, в отличие от образования иной направленности, связана со звуковыми представлениями, их понятиями, определениями, обозначениями. Все это предопределило средства, формы и содержание мультимедийных пособий, представленных в данной работе.

С внедрением цифровых технологий, в музыкальном образовании появилась возможность печатания не только литературного (буквенного) текста, но и нотного. У преподавателей музыки, что очень значимо, появилась возможность самостоятельно создавать учебно-методическую продукцию с использованием нотопечатания. Одной из компьютерных программ, способной набирать, печатать и воспроизводить нотный текст явилась универсальная программа FINALE, позволяющая создавать учебные пособия для всего спектра музыкально-теоретических дисциплин.

Все мы знаем, какое место в общем образовании стал занимать тестовый вид контроля. Благодаря нотному редактору FINALE нами были созданы тематические тестовые задания по элементарной теории музыки, гармонии, сольфеджио.

Рис. 1. Образец фрагмента тестового задания по теории музыки.

Образец

Но если теоретический учебный материал дисциплин: теория музыки и гармония свободно укладывались в привычные тестовые рамки контроля, то учебная дисциплина сольфеджио, а мы знаем, что эта дисциплина, в основном, связана с практическими видами работ, не поддаётся привычным тестовым структурам. Но выход был найден. В основу тестовых заданий по сольфеджио легли практические задания, развивающие слуховые представления у студентов благодаря внедрению тематических аудиотреков .

При традиционном музыкальном обучении на учебных занятиях студенты получают все музыкально-звуковые задания от преподавателя, который воспроизводит их на музыкальном инструменте (фортепиано, звуковоспроизводящая аппаратура). Вне учебной аудитории, в большинстве случаев, студент практически лишён такой возможности, что не может гарантировать желаемое развитие навыка звуко-высотных представлений и музыкальной памяти. В связи с этим у автора возникла идея предоставить студентам возможность самостоятельного выполнения подобных заданий вне урока. Ставилась задача виртуального моделирования практических заданий по музыкально-теоретическим дисциплинам.

Технология разработки данного проекта, связанная с созданием аудио файлов с дальнейшим их размещением в сети Интернет, не могла обойтись без использования ряда компьютерных программ: Finale (нотный редактор), Adobe Audition 1,5 (звуковой редактор), Adobe Fireworks CS3 (графический редактор), Adobe Dreamweaver CS3 (Web мастер) и ранее созданного училищного интернет ресурса, web сайта – http://andante-music.narod.ru. «Димитровградский музыкальный колледж».

Обеспечивая студентов возможностью использования аудио заданий on-line, автор задался целью ввести в образовательный процесс элементы дистанционного обучения. Наш опыт представляет собой вариант использования дистанционного (одностороннего) обучения, направленного на развитие музыкально-слуховых навыков и их контроль в профессиональном музыкальном образовании, а также на контроль полученных теоретических знаний при интерактивной форме тестирования.

On-line задания по учебной дисциплине «Сольфеджио»

Из множества форм практических работ по данной учебной дисциплине выбор пал на вариант, преследуемый развитие внутреннего музыкального слуха, развитие навыка слухового анализа средств музыкальной выразительности. Таковыми оказались традиционные формы работ – написание музыкального диктанта причём, в разнообразном тембровом звучании и определение на слух гармонической последовательности данных в форме классического периода, .

Все тематические тестовые задания по сольфеджио, размещённые на сайте, соответствуют программным требованиям 1-4 курсов обучения. От простейших одноголосных диктантов до двухголосных с отклонениями и модуляцией, исполненных на фортепиано, а также в различных тембровых звучаниях инструментов симфонического оркестра.

Гармоническое слуховое сольфеджио так же представлено аккордовыми последовательностями от простой диатоники до сложных хроматических аккордов с отклонениями и модуляцией. Все предложенные задания на страницах сайта можно скачать, а затем воспроизвести с любого носителя.

On-line задания по учебной дисциплине «Элементарная теория музыки»

Тематические задания по теории музыки на сайте даны в виде традиционных тестовых заданий.

SRT

Рис. 6. Фрагмент тестового задания по элементарной теории музыки –

При создании on-line заданий по музыкально-теоретическим дисциплинам автором был использован html-код одного из «движков» интерактивной оболочки тестовых заданий, позволяющий тут же на странице сайта не только пройти тестирование, но и получить за него оценку. Причём, с целью улучшения результата, представляется возможным прохождение теста несколько раз. Самоконтроль студентов в данной ситуации создаёт субъективную, независимую самооценку усвоения учебного материала, которая, на наш взгляд, является мощным мотивирующим фактором в процессе усвоения той или иной учебной дисциплины.

 On-line задания по учебной дисциплине «Гармония»

Задания по гармонии так же построены согласно чередования тематического учебного материала.

srt

Выполнение студентами on-line заданий превращает сложную музыкально-звуковую информационную форму в постоянно доступное для восприятия аудио звучание с возможностью его фиксирования на письме. Тематические тесты on-line по музыкально-теоретическим дисциплинам, представленные в виде интерактивных тестовых заданий, дают возможность не только пройти тест, но и получить за него оценку. Всё это создаёт свободный доступ к подобной форме учебной информации, и её более качественному усвоению. А мировая паутина Интернет, предоставляет такую возможность всем желающим, тем самым, расширяя открытое образовательное пространство для всех, посвятивших себя музыкальному образованию.

Данная дистанционная форма музыкального обучения в образовательном процессе Димитровградского музыкального колледжа находится в начальной стадии своего становления. Но, несмотря на ограниченное число заданий, студенты выполняют их с интересом и положительными результатами.

Перспектива дальнейшего внедрения технологий дистанционного обучения в образовательный процесс представляется следующей:

  • – создание полной базы заданий по всем разделам учебных дисциплин;
  • – использование специфических обучающих программ, связанных с внедрением двусторонних on-line контактов преподаватель-студент- преподаватель.

Интерактивные ссылки на авторскую учебную мультимедийную продукцию –

  1.   Сборник тестов по Элементарной теории музыки – http://andante-music.narod.ru/Metodika5.html
  2.   Наглядные учебные пособия для преподавателей и учащихся – http://andante-music.narod.ru/Posobiy.html
  3. Музыкально-теоретическая олимпиада учащихся муниципальных музыкальных школ г. Димитровграда –http://andante-music.narod.ru/Olimp_10.html
  4. Интерактивные on-line-тесты в музыкальном образовании – https://andante-music.narod.ru/test/Onlain_test.html

Библиографический список

  1. Информационные мультимедиа-ресурсы для общего среднего образования Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов, 2006
  2. Класс будущего – http://itmultimedia.ru/uchebnyj-klass-budushhego
  3. Д.Л. Кречман, А.И. Пушков Мультимедиа своими руками. – СПб:БХВ – Санкт-Петербург, 1999, С. 108-115
  4. Основы мультимеди. Разработка Института дистанционного образования Российского университета дружбы народов, 2006

Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин В.А. Котляренко.

30.10.2023