ам

Интерактивные онлайн тесты
в музыкальном образовании

Обучающий онлайн проект
преподавателя музыкально-теоретических дисциплин
Димитровградского музыкального колледжа Котляренко В.А.


ya


 

Как научиться слышать интервалы


Может быть, вы думаете, что отличать интервалы на слух способны только «избранные». Но это не так, поверьте. Ну, во-первых мы с вами не глухие и если так, то можем мысленно представлять, а значит узнавать услышанное ранее. 

Все мы, более-менее, в равных условиях, потому что за музыкальный слух отвечает конкретная часть мозга. Она есть у каждого, но у некоторых людей более развита. Тем не менее, музыкальный слух – это скорее навык, чем дар. Его можно тренировать и развивать, а при правильном подходе результат появится довольно скоро. Тренируем же мы мышцы своего тела и при регулярных занятиях добиваемся определённых результатов. Так и здесь.
Чтобы научиться отличать интервалы на слух, необходимо предварительное практическое освоение следующих навыков:

  • Хорошо знать и представлять все их названия, строения, обозначения.
  • Свободно отвечать на вопросы, например:  сколько ступеней в малой сексте, сколько тонов в большой терции и т.д.                                                                    
  • Мысленно, внутренним слухом, представлять разницу в звучании консонирующих и диссонирующих интервалов.
  • Также различать диапазон интервала - разницу между  широкими и узкими интервалами.
  • Уметь «видеть» каждый интервал на клавиатуре фортепиано, а так же на нотном стане.

Проще, нужно знать, что ты хочешь услышать. Ну, а если с этим всё в порядке,  можно приступать и к практическим действиям.

Прежде чем перейти к выработке слуховых навыков на практике, мы предлагаем проверочное задание, прохождение которого придаст вам уверенности в последующих действиях.

Решите задачу.
Нота МИ – это вершина малой сексты. Её основание одновременно является основанием чистой кварты, вершина которой, также является вершиной малой септимы, основание которой совпадает с четвёртой ступенью лидийского лада.
Определить тональность этого лада.
Проверь свой ответ здесь


Сегодня в эпоху цифровых технологий практическое усвоение интервалов на слух  стало сиюминутно возможным. И поэтому мы предлагаем вам ссылку на интернет ресурс, предназначенный как раз для развития навыка определения на слух интервалов.

Но прежде чем вам войти туда, ознакомьтесь с нашими рекомендациями, которые необходимо соблюдать при работе на онлайн ресурсе:
При выборе разделов для прослушивания предварительно проработайте варианты следующих сочетаний интервалов:
1. консонирующий с диссонируюшим:  б. 2. + м. 3; б. 7. + ч.4;  и т.д.
2. Широкий интервал с узким:  б.6. + м. 3;  м. 2. + б.7. и т.д.
Затем вы сможете выбирать более усложнённые варианты сочетаний интервалов.

И ещё - большую роль при восприятии интервалов, да и не только, играют ваши ассоциативные представления на характеристику звучания каждого интервала. Например, при восприятии чистой квинты в гармоническом варианте звучания, может возникнуть ассоциация с предварительной настройкой струнной группы симфонического оркестра, которую мы слышим перед выступлением на концерте. Или, мелодический вариант чистой кварты часто сравнивают с начальной интонацией Гимна России. Всякая образная характеристика гарантирует ваш успех в умении определять интервалы на слух.

А вот и ссылка на тренажёр

Это важно! Работе на тренажёре уделять не более 5 минут. Увеличение времени приводит к ослаблению внимания и ухудшению результатов тестирования. Сделайте небольшой перерыв и приступайте к дальнейшим испытаниям.

Желаем успеха!


Описание:

Ответ на задачу. A-dur

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не менее важной темой в курсе элементарной теории музыки является ИНТЕРВАЛ. 

Ни для кого не является секретом, что интервал, как и музыкальный звук, является исходным материалом в строительстве “музыкального сооружения”.  Интервал сопровождает нас  как конструкция, состоящая из ступеней и тонов, так и как  часть более сложных составляющих – мелодии, аккорда и т.д.  и, наконец, как живая интонация при  исполнении или слуховом восприятии музыкальных сочинений.


В процессе профессиональной исполнительской деятельности музыканта интервал приобретает оценочную характеристику, связанную в большей степени с эмоционально-психологической характеристикой, основанной на музыкально - слуховых ассоциативных представлениях, связях. Всё это обязывает к комплексному восприятию интервала в высшем его понимании.
Подобный уровень отношения к интервалу вырабатывается годами и свойственен высокопрофессиональным музыкантам.


При прохождении   курса теории музыки, перед учащимися ставится   задача начального этапа –  до совершенства довести способность   быстрого построения того или иного интервала, как на письме, так и на фортепиано, как вне лада, так и на ступенях той или иной тональности.  Для этого существует много вариантов практических упражнений.

  
При изучении интервалов автор предлагает использовать упражнения, в основе которых лежит тот же принцип "лабиринта".  

Условие задачи:
 4. Дано:  «Нота "ре" является вершиной  большой сексты (б.6.). Её основание, совпадает с  вершиной  малой септимы (м.7.), основание которой одновременно является  основанием ув.4. Задание. Определить вершину этого тритона».

В случае неправильного решения задачи,  преподаватель ориентирует учащиеся на точность каждого промежуточного ответа, т.к. любая ошибка   влечёт за собой неправильность  конечного результата.  Подобные задания с интервальной ориентацией   можно совместить с ориентацией интервалов в том или ином ладу, или тональности.

Например:
5. Дано: « Если от VII-ой ступени натурального  мажора вниз  построить подряд  две кварты, а от полученного основания вверх
построить три сексты, и от полученной вершины два тритона вниз, то окажемся на одной из ступеней исходного лада.
Задание: Определить эту ступень».  

Отсутствие в данной задаче  звуковысотного  показателя, делает её не менее привлекательной. Необходимо обратить внимание учащихся на отсутствие в задачах тоновой величины интервалов, что обусловлено  точной структурой строения того или иного лада.

Следующий «лабиринт» направлен на усвоение интервальной ориентации не только с простыми, но и с характерными интервалами в ладо тональных образованиях.

6. Дано: «Вершина ув.5. в гармоническом С-dur’e совпадает с вершиной септимы, построенной на VI-ой ступени гармонического минора, VII-я ступень которого,  одновременно является  вершиной  ум.4. гармонического мажора.
Задание. Определить тональность последнего интервала».   E-dur

В этом задании задействованы три тональности:  С-dur, а-moll, E-dur и три интервала, из которых два характерных.  Ход решения  заставляет учащихся  быстро  переходить с одного объекта на другой, что обязывает к определённой концентрации  внимания.   

 
При изучении темы «Интервалы в ладу», нельзя обойтись без правила их разрешения. Обратимся к следующей задаче.

7. Дано: «Этот характерный интервал  разрешился в сексту мажорной тональности, вершина которой явилась вершиной другого характерного интервала, который разрешился в квинту. Основание этой квинты совпало с вершиной терции, в которую разрешился третий характерный интервал в тональности
cis-moll.
Задание.  Определить мажорную начальную тональность.  

Хорошее знание построения и разрешения характерных интервалов, как в мажоре, так и в миноре будет способствовать правильному решению этой задачи.  Сложность данного решения заключается в том, что исходный звуковысотный показатель условия задачи находится в её конце.