Как научиться слышать интервалы
Может быть, вы думаете, что отличать интервалы на слух способны только «избранные». Но это не так, поверьте. Ну, во-первых мы с вами не глухие и если так, то можем мысленно представлять, а значит узнавать услышанное ранее.
Все мы, более-менее, в равных условиях, потому что за музыкальный слух отвечает конкретная часть мозга. Она есть у каждого, но у некоторых людей более развита. Тем не менее, музыкальный слух – это скорее навык, чем дар. Его можно тренировать и развивать, а при правильном подходе результат появится довольно скоро. Тренируем же мы мышцы своего тела и при регулярных занятиях добиваемся определённых результатов. Так и здесь.
Чтобы научиться отличать интервалы на слух, необходимо предварительное практическое освоение следующих навыков:
- Хорошо знать и представлять все их названия, строения, обозначения.
- Свободно отвечать на вопросы, например: сколько ступеней в малой сексте, сколько тонов в большой терции и т.д.
- Мысленно, внутренним слухом, представлять разницу в звучании консонирующих и диссонирующих интервалов.
- Также различать диапазон интервала - разницу между широкими и узкими интервалами.
- Уметь «видеть» каждый интервал на клавиатуре фортепиано, а так же на нотном стане.
Проще, нужно знать, что ты хочешь услышать. Ну, а если с этим всё в порядке, можно приступать и к практическим действиям.
Прежде чем перейти к выработке слуховых навыков на практике, мы предлагаем проверочное задание, прохождение которого придаст вам уверенности в последующих действиях.
Решите задачу.
Нота МИ – это вершина малой сексты. Её основание одновременно является основанием чистой кварты, вершина которой, также является вершиной малой септимы, основание которой совпадает с четвёртой ступенью лидийского лада.
Определить тональность этого лада.
Проверь свой ответ здесь
Сегодня в эпоху цифровых технологий практическое усвоение интервалов на слух стало сиюминутно возможным. И поэтому мы предлагаем вам ссылку на интернет ресурс, предназначенный как раз для развития навыка определения на слух интервалов.
Но прежде чем вам войти туда, ознакомьтесь с нашими рекомендациями, которые необходимо соблюдать при работе на онлайн ресурсе:
При выборе разделов для прослушивания предварительно проработайте варианты следующих сочетаний интервалов:
1. консонирующий с диссонируюшим: б. 2. + м. 3; б. 7. + ч.4; и т.д.
2. Широкий интервал с узким: б.6. + м. 3; м. 2. + б.7. и т.д.
Затем вы сможете выбирать более усложнённые варианты сочетаний интервалов.
И ещё - большую роль при восприятии интервалов, да и не только, играют ваши ассоциативные представления на характеристику звучания каждого интервала. Например, при восприятии чистой квинты в гармоническом варианте звучания, может возникнуть ассоциация с предварительной настройкой струнной группы симфонического оркестра, которую мы слышим перед выступлением на концерте. Или, мелодический вариант чистой кварты часто сравнивают с начальной интонацией Гимна России. Всякая образная характеристика гарантирует ваш успех в умении определять интервалы на слух.
А вот и ссылка на тренажёр
Это важно! Работе на тренажёре уделять не более 5 минут. Увеличение времени приводит к ослаблению внимания и ухудшению результатов тестирования. Сделайте небольшой перерыв и приступайте к дальнейшим испытаниям.
Желаем успеха!
Ответ на задачу. A-dur
Не менее важной темой в курсе элементарной теории музыки является ИНТЕРВАЛ.
Ни для кого не является секретом, что интервал, как и музыкальный звук, является исходным материалом в строительстве “музыкального сооружения”. Интервал сопровождает нас как конструкция, состоящая из ступеней и тонов, так и как часть более сложных составляющих – мелодии, аккорда и т.д. и, наконец, как живая интонация при исполнении или слуховом восприятии музыкальных сочинений.
В процессе профессиональной исполнительской деятельности музыканта интервал приобретает оценочную характеристику, связанную в большей степени с эмоционально-психологической характеристикой, основанной на музыкально - слуховых ассоциативных представлениях, связях. Всё это обязывает к комплексному восприятию интервала в высшем его понимании.
Подобный уровень отношения к интервалу вырабатывается годами и свойственен высокопрофессиональным музыкантам.
При прохождении курса теории музыки, перед учащимися ставится задача начального этапа – до совершенства довести способность быстрого построения того или иного интервала, как на письме, так и на фортепиано, как вне лада, так и на ступенях той или иной тональности. Для этого существует много вариантов практических упражнений.
При изучении интервалов автор предлагает использовать упражнения, в основе которых лежит тот же принцип "лабиринта".
Условие задачи:
4. Дано: «Нота "ре" является вершиной большой сексты (б.6.). Её основание, совпадает с вершиной малой септимы (м.7.), основание которой одновременно является основанием ув.4. Задание. Определить вершину этого тритона».
В случае неправильного решения задачи, преподаватель ориентирует учащиеся на точность каждого промежуточного ответа, т.к. любая ошибка влечёт за собой неправильность конечного результата. Подобные задания с интервальной ориентацией можно совместить с ориентацией интервалов в том или ином ладу, или тональности.
Например:
5. Дано: « Если от VII-ой ступени натурального мажора вниз построить подряд две кварты, а от полученного основания вверх
построить три сексты, и от полученной вершины два тритона вниз, то окажемся на одной из ступеней исходного лада.
Задание: Определить эту ступень».
Отсутствие в данной задаче звуковысотного показателя, делает её не менее привлекательной. Необходимо обратить внимание учащихся на отсутствие в задачах тоновой величины интервалов, что обусловлено точной структурой строения того или иного лада.
Следующий «лабиринт» направлен на усвоение интервальной ориентации не только с простыми, но и с характерными интервалами в ладо тональных образованиях.
6. Дано: «Вершина ув.5. в гармоническом С-dur’e совпадает с вершиной септимы, построенной на VI-ой ступени гармонического минора, VII-я ступень которого, одновременно является вершиной ум.4. гармонического мажора.
Задание. Определить тональность последнего интервала». E-dur
В этом задании задействованы три тональности: С-dur, а-moll, E-dur и три интервала, из которых два характерных. Ход решения заставляет учащихся быстро переходить с одного объекта на другой, что обязывает к определённой концентрации внимания.
При изучении темы «Интервалы в ладу», нельзя обойтись без правила их разрешения. Обратимся к следующей задаче.
7. Дано: «Этот характерный интервал разрешился в сексту мажорной тональности, вершина которой явилась вершиной другого характерного интервала, который разрешился в квинту. Основание этой квинты совпало с вершиной терции, в которую разрешился третий характерный интервал в тональности
cis-moll.
Задание. Определить мажорную начальную тональность.
Хорошее знание построения и разрешения характерных интервалов, как в мажоре, так и в миноре будет способствовать правильному решению этой задачи. Сложность данного решения заключается в том, что исходный звуковысотный показатель условия задачи находится в её конце.
|