Как научиться слышать – определять на слух гармонические последовательности на уроках сольфеджио
Очень часто в обучении учащийся обладающий хорошими музыкальными данными не справляется с таким видом работы на уроках сольфеджио, которым является определение на слух гармонических последовательностей.
Основными причинами являются пробелы в теоретической базе знаний самих аккордов, и как следствие, отсутствие необходимого практического опыта их слухового восприятия.
В представленном далее вам примере в тональности C dur (до мажор) наглядно исполняется гармоническая последовательность с обозначением всех в ней аккордов. При прослушивании, визуально вы наблюдаете набор аккордов на клавиатуре музыкального инструмента и обозначения этих аккордов, предоставленных ниже. И всё становиться ясным и понятным, но в контрольном варианте определения на слух гармонической последовательности, в учебной практике, на уроке, для вас будет предоставлено лишь звучание этих аккордов. И так, слушаем.
Возникает вопрос – как, полагаясь лишь на свой слух, определить и обозначить аккорды прозвучавшие в четырёхголосном изложении?
В процессе академического образования, слушанию аккордов предшествует их теоретическое усвоение. Гармонический слух не может быть развитым без знания аккордов, а именно их строения, ладо – функциональной определённости, и, наконец, окраски звучания. Учитывая понимание и представление вами всех выше перечисленных навыков, мы переходим к изначальной цели нашей задачи.
Чтобы быть уверенным в правильности определения аккордов в данной тональности необходимо знать на каких ступенях они строятся, а так же нотный состава каждого пройденного аккорда.
А в этом вам помогут ниже предоставленные таблицы, с цифровым обозначением ступеней лада и аккордов, строящихся на этих ступенях лада. Данные таблицы должны быть вами усвоены и в любой момент быть готовыми к использованию в практической работе. Вот они.
Таблица №1. Ступени / Аккорды
I – T53 S64
II – D64
III – T6
IV – S53
V – T64 D53 К64
VI – S6
VII – D6
Таблица №2. Ступени / Аккорды
I – T53 S64 II2
II – D64 II7 VII65 D43
III – T6
IV – S53 II65 VII43 D2
V – T64 D53 D7
VI – S6 II43 VII2
VII – D6 VII7 D65
В первой таблице на ступенях лада перечислены лишь простые аккорды – главные трезвучия лада – T53 S53 D53 и их обращения. Во второй, к этим трезвучиям добавлены главные септаккорды с обращениями – D7 , VII7 , II7. Именно эти аккорды мы и будем использовать с вами в дальнейших слуховых заданиях. Остальные аккорды будут добавляться при дальнейшим прохождением других тем.
Очень полезно, в тренировочном варианте, воспроизводить эти таблицы, как письменно, так и устно до полного их усвоения. А сейчас, для дальнейшей нам с вами работы, необходимо прямо сейчас переписать (скопировать) эти таблицы и держать их перед глазами. Иначе дальнейшее усвоение вами данного урока будет затруднено. Необходимо стремиться не только к перечислению аккордов строящихся на каждой ступени лада, а что более важно представлять их звучание в мажорном и минорном ладах.
Например: различать звучание аккордов построенных на одной и той же ступени. Отличать консонанс от диссонанса или одну гармоническую функцию от другой. Возьмём аккорды на шестой ступени лада (тональность До мажор) – например отличить S6 от II43; II43 от VII2. Слушаем:
А теперь тоже самое в тональности до минор. Слушаем:
Различать звучание аккордов внутри функциональной принадлежности. До мажор: D6 и D65; S53 и II65. Слушаем:
Кроме всего, при восприятии на слух гармонической последовательности нужно уметь выделять линию басового голоса (ступени лада) с дальнейшим выбором аккорда, строящегося на данной ступени, из приведённой выше таблицы. Определив ступень в басовом голосе прозвучавшего аккорда, вы, опираясь на свой слуховой опыт, определяете данный аккорд. Определяете его функциональную окраску (тоника, субдоминанта, доминанта).
А сейчас вам первое задание.
Прослушайте следующий пример с звучанием басового голоса в тональности C dur (до мажор). Определите прозвучавшие ступени лада. И используя данные первой таблицы, выставьте свой вариант чередования аккордов. Музыкальный пример №1. Слушаем бас:
А теперь прослушайте мой вариант чередования аккордов на основе той же линии басового голоса и сравните свой вариант с прослушанным. Музыкальный пример № 2. Слушаем:
Как вы заметили было трудно ошибиться с выбором аккордов на предложенных ступенях лада. И лишь знание правила ошибочного чередования D-S, позволило в обороте ступеней VI-V-IV выбрать вариант S6-T64-S53
А теперь усложним задачу. К главным трезвучиям добавим три главных септаккорда D7, DVII7 и SII7 и их обращения.
Прослушайте следующий пример с данным басовым голосом в тональности c moll (до минор). Определите прозвучавшие ступени лада. И используя данные второй таблицы, выставите свой вариант чередования аккордов. Музыкальный пример № 3. Слушаем:
А сейчас прослушайте мой вариант гармонизации того же басового голоса, в котором используются и главные трезвучия, и три главных септаккорда – D7, DVII7 и SII7 с их обращениями и попробуйте отдельно нотами или цифрами письменно обозначить порядок ступеней в басовом голосе с последующим добавлением функционального ряда аккордов. В случае несовпадения вашего варианта ответа с моим, советуем прослушать аудио ещё раз. Слушаем. Музыкальный пример № 4. Слушаем:
Полезно и такое упражнение – по предложенному басовому голосу создавать варианты аккордовых последовательностей. При этом вырабатывается не только логика функциональных связей, но и правила чередования аккордов внутри гармонической функции.
Попробуйте самостоятельно составить последовательность аккордов вот на этот вариант чередования ступеней в басовом голосе в тональности B dur: III-II-II-I-VI-V-IV-IV-III-II-IV-V-V / III-IV-III-II-V-IV-III-IV-V-V-V-I-I-I.
После завершения поставленной перед вами задачи прослушайте мой вариант гармонизации на эту же последовательность ступеней и отметьте разницу. В случае несовпадения некоторых обозначений аккордов обратите внимание на их разницу в звучании. (Помните, что при чередовании аккордов внутри гармонической функции гармония чередуется от простого к сложному (S6 II43), а не наоборот). Музыкальный пример № 5. Слушаем:
И ещё один очень важный момент. Большую роль в развитии гармонического слуха играет практика гармонического анализа нотного текста. Анализируя и определяя каждый аккорд, его строение, ладо-функциональные особенности, вы заостряете своё внимание и на ступень лада, на которой он, этот аккорд находится.
Регулярный анализ нотного текста быстро скажется на результате вашей работы и поможет в достижении качественного результата в таком сложном виде работы как определения на слух гармонической последовательности.
Доступным и продуктивным в работе над гармоническим анализом является “Гармоническое сольфеджио” Б. Алексеева
В данном пособии все примеры даны в классическом четырёхголосном аккордовом складе и, что очень примечательно, расположены по тематическим разделам в хронологии порядка изучения учебной дисциплины Гармония.
И ещё. При анализе нотного текста очень важно особенно в начальном этапе анализа уметь собирать звуки аккордов, данных в различных вариантах расположения, в порядок их прямого расположения, что позволит вам точнее сориентироваться в определении данного аккорда. Например: D65 тональности до мажор. На следующем рисунке первый аккорд даётся в оригинальном расположении, а второй в вашем представлении для окончательного его определения в прямом (тесном) расположении.
Данная методика определения на слух гармонической последовательности апробирована автором на уроках сольфеджио на протяжении многих лет преподавания и, как правило, давала хороший результат.
А для разрядки, традиционно предлагаю решить задачу.
Пример № 6. Дано: терция II43 совпадает с терцией VII2 гармонического минора, прима которого совпадает с септимой D65 в тональности A-dur. Определить минорную тональность начального аккорда.